Экологическое ассорти
Голубев, Г. Н. Геоэкология: Учебник для студентов вузов /Г. Н. Голубев. — 2-е изд. испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2006. — 288 с..
В учебнике изложены основы геоэкологии — междисциплинарного научного направления, изучающего экосферу как взаимосвязанную систему геосфер в процессе ее интеграции с обществом. Рассмотрены природные и социально-экономические факторы экосферы, проблемы глобальных изменений, геоэкологические проблемы атмосферы, гидросферы, педосферы, литосферы, биосферы. Даны геоэкологические аспекты природно-техногенных систем. В свете проблемы выживания человечества рассматриваются взаимосвязанные глобальные проблемы кризисного характера (геоэкологическая, демографическая, водная, энергетическая, продовольственная, минерально-ресурсная).
Для студентов высших учебных заведений.
Баранников, В. Д., Кириллов, Н. К. Экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции. — М.: КолосС, 2005. — 352 с: ил. — (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений).
Рассмотрены источники и причины загрязнения окружающей среды. Подробно описаны загрязнители агросферы: пестициды, тяжелые металлы, радионуклиды, возбудители инфекционных болезней, общих для животных и человека. Большое внимание уделено миграции загрязнителей по биологической и пищевой цепям. Описаны основные их звенья (почва, вода, воздух, растения), а также переход загрязнителей в сельскохозяйственное сырье и продукты его переработки.
Изложены мероприятия, обеспечивающие производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции. Рассмотрены средства защиты сельскохозяйственных культур, стандартизация, сертификация и контроль качества продукции растительного и животного происхождения.
Для студентов вузов по специальностям «Зоотехния» и «Ветеринария».
Новиков, Ю. В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие для вузов, средних школ и колледжей. — 2-е изд., испр. и доп. / Ю. В. Новиков. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.— 560 с.
В данном пособии изложены основные понятия и законы экологии, рассмотрены проблемы сохранения среды обитания, ее влияние на здоровье человека. Большое внимание уделено охране атмосферного воздуха, вод суши, морей и океанов, почв, недр. Подробно рассказано о проблемах сохранения растительности и охраняемых природных территориях.
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, учащихся колледжей и средних школ; может быть рекомендовано учителям и преподавателям вузов, читающим курс «Экология» и «Охрана окружающей среды», а также всем, кто интересуется проблемами охраны природы.
Пивоваров, Ю. П. Гигиена и основы экологии человека : учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений / Ю. П. Пивоваров, В. В. Королик,1 Л. С. Зиневич ; под ред. Ю. П. Пивоварова. — 4-е изд., испр. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 528 с. \
В учебнике отражены основные разделы гигиены — гигиена окружающей среды, гигиена питания, гигиена лечебно-профилактических учреждений, радиационная гигиена, гигиена труда, гигиена детей и подростков, личная гигиена, гигиена экстремальных ситуаций и катастроф, а также связанные с этими разделами вопросы экологии человека.
В учебник включены действующие на сегодняшний день официальные нормативные документы, в том числе введенные в действие в последние годы.
Для студентов высших медицинских учебных заведений, обучающихся по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия».
Николайкин, Н. И. Экология: учеб. для вузов / Н. И. Николайкин, Н. Е. Николайкина, О. П. Мелехова. — 6-е изд., испр. — М. : Дрофа, 2008. — 622, [2] с. : ил.
В учебнике приведены сведения об истории развития экологии, рассмотрены закономерности взаимоотношений организмов на всех уровнях организации со средой их обитания, а также биосфера в целом, пределы ее устойчивости, роль и место человека в ней; изложены современные представления о причинах и особенностях глобального экологического кризиса, путях и методах сохранения современной биосферы.
Шестое издание (1-е—2000 г.) исправлено и дополнено новым материалом по основам управления в области охраны окружающей среды.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по техническим направлениям и специальностям, а также для подготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов.
Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов /Под ред. проф. Э.В. Гирусова, проф. В.Н. Лопатина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003. — 519 с.
Во втором издании (1-е изд. — ЮНИТИ, 1998) рассмотрены социальный, экономический, юридический и управленческий аспекты экологии в современных условиях. Показана история становления экологии как специфической области биологического знания и дальнейшего ее развития вплоть до науки социоприродного статуса. Прослежены причины возникновения экологического кризиса и показаны принципиальные пути его преодоления средствами совершенствования научно-технических и экономико-управленческих решений. Приводятся способы решения проблем экономики природопользования с использованием экономико-математических моделей.
Для студентов и преподавателей высших учебных заведений, а также специалистов и руководителей предприятий различных форм собственности.
Арустамов, Э. А. и др. Природопользование: Учебник. —7-е изд. перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2005. — 312 с.
В учебнике рассмотрены: современное состояние природной среды и ее характеристика; общие принципы рационального природопользования; вопросы экономического регулирования природоохранных мероприятий; правовые основы охраны окружающей среды; методика составления экологического паспорта предприятия и ряд других вопросов.
Для студентов высших и средних специальных учебных заведений, работников аппарата административно-территориальных образований, руководителей и специалистов государственных предприятий и частных фирм, занимающихся проблемами природопользования.
Голицын, А.Н. Основы промышленной экологии: Учебник для нач. проф. образования. — М.: ИРПО; Издательский центр «Академия», 2002. — 240 с.
Рассмотрены современные материалы по промышленной экологии, приборам экологического контроля, мониторингу загрязнения природной среды, основам природоохранного законодательства. Приведено описание современных приборов и методов контроля загрязнения окружающей среды трех уровней: для проведения экспресс-анализа при работе школьных экологических кружков, для физико-химических методов анализа в образовательных профессиональных учреждениях, для промышленных и научных исследований.
Для учащихся учреждений начального профессионального образования, а также для всех, кто интересуется проблемами охраны окружающей среды.
Гальперин, М. В. Общая экология: Учебник. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. — 336 с: ил. — (Профессиональное образование).
Книга посвящена основным понятиям и законам экологии и их применению к решению проблем природопользования и охраны окружающей среды. Рассмотрены структуры экологических систем, задачи и объекты экологии: экология популяций и сообществ, энергетические и информационные потоки в экосистемах, биосфера и её эволюция, биосферные биохимические циклы, основы системной экологии и математического моделирования в экологии и природоохранных проблемах. Подробно описаны виды и источники загрязнения природной среды, типы загрязняющих веществ, особенности их распространения, трансформации и накопления, гигиенические и экологические критерии оценки качества окружающей среды; методы защиты атмосферного воздуха, водных ресурсов, почв, недр, растительного и животного мира. Рассмотрены виды и масштабы использования природных ресурсов, проблема их истощения, способы их восстановления и замещения и мероприятия по их охране. Приведены основные сведения об экологическом мониторинге и охарактеризовано международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Специальное внимание уделено экологическим проблемам России и природоохранному законодательству.
Книга предназначена будущим и действующим специалистам в области природопользования и охраны окружающей среды, а также специалистам смежных отраслей, и может быть полезна и интересна всем, кто заинтересован в решении экологические проблем и проблем природопользования.
Гринин, А.С, Новиков, В.Н. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие / А. С. Гринин, В. Н. Новиков. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 336 с: ил.
Книга академика МАНЭБ, доктора биологических наук, профессора А. С. Гринина и члена-корреспондента МАНЭБ В. Н. Новикова является учебным пособием для занятий по курсам «Гражданская оборона», «Безопасность жизнедеятельности», «Проектирование инженерно-технических мероприятий гражданской обороны», «Основы безопасности жизнедеятельности» при подготовке личного состава формирований гражданской обороны.
В пособии приводятся сведения по основам экологической и радиационной медицины, даются рекомендации по предотвращению чрезвычайных ситуаций, снижению ущерба от них, рассказывается о воздействии поражающих факторов на человека и правилах поведения в сложной обстановке. Даны примеры прогнозирования и оценки обстановки при чрезвычайных ситуациях, указаны способы защиты населения и выполнения спасательных работ в очагах поражения.
Медведев В.И., Алдашева, А.А. Экологическое сознание: Учебное пособие. – М.: Логос, 2001.-376 с.
Рассматривается экологическое сознание как один из важнейших элементов сознания вообще. Представлены различные виды экологического сознания, процесс его исторического развития, роль когнитивных процессов, конфликты, возникающие в нем. С этих позиций анализируется экологическое поведение и экологическое воспитание, а также роль общественных экологических движений.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Экология». Может использоваться учителями и преподавателями общеобразовательных и профессиональных учебных заведений при освещении экологической проблематики. Представляет интерес для экологов, психологов, философов и социологов.
Арустамов, Э. А., Левакова, И. В., Баркалова, Н. В. Экологические основы природопользования: Учебник /Рук. авт. колл. Э. А. Арустамов. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. — 320 с.
Учебник написан в соответствии с программой, утвержденной Управлением учебных заведений среднего профессионального образования Министерства образования и науки РФ. В нем рассмотрены проблемы окружающей среды, основные виды загрязнений, дана классификация природных ресурсов и основные принципы их рационального использования. Рассматриваются правовые вопросы экологической безопасности окружающей среды.
Учебник дополнен практикумом, включающим задачи, упражнения и тесты.
Для студентов и преподавателей средних специальных учебных заведений экономических и социально-гуманитарных специальностей, практических работников, а также широкого круга читателей, интересующихся вопросами экологии и рационализации природопользования.
Естествознание и основы экологии: учеб. пособие для средних педагогических учебных заведений / Р. А. Петросова, В. П. Голов, В. И. Сивоглазов, Е. К. Страут. — 6-е изд., испр. и доп. — М. : Дрофа, 2007. — 301, [3] с.: ил. — (Среднее профессиональное образование).
Пособие написано в соответствии с государственным образовательным стандартом и программой по естествознанию для педагогических училищ и колледжей. В него включены основные сведения по астрономии, физической географии, биологии. Особое внимание уделено основам экологии, выявлению закономерностей взаимоотношения организмов со средой обитания, вопросам охраны природы.
Для студентов и преподавателей педагогических училищ и колледжей, а также факультетов начальных классов педагогических вузов.
Инженерная экология и экологический менеджмент: Учебник /М.В. Буторина, П.В. Воробьев, А.П. Дмитриева и др.: Под ред. Н.И. Иванова, И.М. Фадина. – М.: Логос, 2003.-528 с: ил.
На основе новейших научных данных раскрываются последствия антропогенного воздействия на природную среду, его механизмы. Представлены основы экологической безопасности в отраслях экономики, экологические аспекты освоения космического пространства. Предлагается система мероприятий по снижению технологической нагрузки на животный и растительный мир.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по инженерно-техническим и сельскохозяйственным направлениям и специальностям.