Альфонс Доде
Альфонс Доде
1840-1897
175 лет со дня рождения
Родился 13 мая 1840 в Ниме (Прованс). С юных лет работал школьным учителем. Об этом трудном периоде и о переезде семнадцатилетним юношей в Париж повествует автобиографический роман Малыш (Le Petit Chose, 1868).
Из пьес Доде самая известная – инсценировка его собственного рассказа Арлезианка (L’Arlésienne, 1872), успехом немало обязанная музыке Ж.Бизе. Но прежде всего Доде был прозаиком. В его творчестве можно выделить два главных направления: одно отличают юмор, ирония и яркость воображения; другому свойственна точность наблюдений, сближающая Доде с натуралистами. Хотя оба направления присутствуют во всех книгах Доде, его сочинения можно разделить на две группы. К первой группе относятся вдохновленные Провансом Письма с моей мельницы (Lettres de mon moulin, 1869) и Тартарен из Тараскона (Tartarin de Tarascon, 1872) – самые оригинальные и известные его произведения. Ко второй группе принадлежат в основном большие романы, в которых он не слишком дает волю воображению, стремится списывать характеры с реальных лиц и местом действия чаще всего избирает Париж.
Все это проявляется в лучших реалистических романах Доде. Фромон младший и Рислер старший (Fromont jeune et Risler aîné, 1874) – достоверное и сочувственное изображение жизни рабочего квартала в Париже. Сафо (Sapho, 1884) повествует о падшей женщине, обнаруживающей, что искренней любви недостаточно, чтобы изменить жизнь. Среди других романов этой группы – Джек (Jack, 1876), Набоб (Le Nabab, 1877) и Короли в изгнании (Les Rois en exil, 1879).
Умер Доде в Париже 17 декабря 1897.
Библиография:
- Доде А. Собрание сочинений, тт. 1–7. М., 1965;
- Пузиков А. Альфонс Доде и реалистическая традиция. – В кн.: Пузиков А. Портреты французских писателей. М., 1967;
- Доде А. Малыш. — М.: Молотовское книжное издательство, 1957;
- Доде А. Последний урок (Рассказ мальчика-эльзасца). — М.-Л., 1959;
- Доде А. Тартарен из Тараскона. Сафо. — М.: Художественная литература, 1972;
- Доде А. Сочинения в двух томах. — «ЗОЛОТАЯ АЛЛЕЯ», 1993.