Версия для слабовидящих
Чекмагушевская центральная межпоселенческая библиотека

Часы работы

ПН.-ПТ.: с 9-00 до 18-00
без перерыва
в субботу с 9-00 до 17-00
перерыв с 13-00 до 14-00
выходной день - воскресенье
последняя пятница месяца - санитарный день

Александр Николаевич Бенуа

22.03.2023

Александр Николаевич Бенуа

1870-1960

145 лет со дня рождения

Родился 3 мая в семье известного архитектора и рос в атмосфере почитания искусства,однако художественного образования не получил. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-1894), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). Делал он это настолько основательно, что сумел написать главу о русском искусстве для третьего тома “Истории живописи в XIX веке” Р. Мутера, вышедшего в 1894 году. О нем сразу заговорили как о талантливом искусствоведе, перевернувшем устоявшиеся представления о развитии отечественного искусства. В 1897 году по впечатлениям от поездок во Францию он создал первую серьезную работу – серию акварелей “Последние прогулки Людовика XIV”, – показав себя в ней самобытным художником.

Сразу же заявив о себе как о практике и теоретике искусства одновременно, Бенуа сохранял это двуединство и в последующие годы, его таланта и энергии хватало на все. Он активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения “Мир искусства”, идеологом и теоретиком которого был, а также в издании журнала “Мир искусства”, ставшего основой этого объединения; часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои “Художественные письма” (1908-1916) в газете “Речь”. Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу “Русская живопись в XIX веке”, существенно переработав для нее свой ранний очерк; начал выпускать серийные издания “Русская школа живописи” и “История живописи всех времен и народов” (1910-1917); издание прервалось с началом революции) и журнал “Художественные сокровища России”; создал прекрасный “Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа” (1911). После революции 1917 года Бенуа принимал деятельное участие в работе всевозможных организаций, связанных главным образом с охраной памятников искусства и старины, а с 1918 года занялся еще и музейным делом – стал хранителем Эрмитажа и сумел впервые осуществить в нем научную развеску картин.

В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Две темы неизменно пользовались его вниманием: “Петербург XVIII – начала XIX века” и “Франция Людовика XIV”. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух “версальских сериях” (1897, 1905-1906), в широко известных картинах “Парад при Павле I” (1907), “Выход Екатерины II в Царскосельском дворце” (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля и влюбленностью. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Эти же темы господствовали в его книжных и театральных работах, которым он, как большинство “мирискусников”, уделял не меньше, если не больше, внимания, чем станковому творчеству.

В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой “Азбука в картинах Александра Бенуа” (1905) и иллюстрациями к “Пиковой даме” Александра Пушкина, исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к “Медному всаднику”, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-1922).

К работе в театре он впервые обратился в 1902 году, оформив оперу Рихарда Вагнера “Гибель богов” на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнив эскизы декораций к балету Николая Черепнина “Павильон Армиды” (1903), либретто которого сочинил сам. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – “Русские сезоны”. Бенуа, занявший в труппе пост директора по художественной части, исполнил оформление к нескольким спектаклям.

Одним из высших его достижений были декорации к балету Игоря Стравинского”Петрушка” (1911); этот балет создан по идее самого Бенуа и по написанному им же либретто. Вскоре после того зародилось сотрудничество художника с МХТ, где он удачно оформил два спектакля по пьесам Мольера (1913) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И.Немировичем-Данченко.

В 1926 году Бенуа, сделав вынужденный выбор между трудностями эмигрантского существования и все более пугающей перспективой жизни в советской стране, уехал во Францию. Там он работал главным образом в театрах: сначала в “Гранд-опера” в Париже, а после Второй мировой войны – в “Ла Скала” в Милане. Работал на прежнем профессиональном уровне, но ничего принципиально нового и интересного создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета “Петрушка” было исполнено не менее восьми). Главным же трудом последних (с 1934 года) лет были его воспоминания, на страницах которых он подробно и увлекательно воскрешает годы своего детства и юности.

Библиография:

  1. Эткинд М. “Александр Николаевич Бенуа” – Л., 1965;
  2. Эткинд М. “А. Н. Бенуа и русская художественная культура. Конец XIX – начало XX века” – Л., 1989;
  3. Бенуа А. “Мои воспоминания” В 2 т. – М., 1980;
  4. Бенуа А.Н. Выставка произведений. – М., 1972;
  5. Волошин М. Театральная площадь. – М., 1990.