Уильям Шекспир
Уильям Шекспир
450 лет со дня рожденя
1564-1616
Родился 26 апреля в г. Стратфорд-на-Эйвоне в семье состоятельного ремесленника (перчаточника). Учился в стратфордской грамматической школе, где получил серьёзное образование, усвоил латынь и основы древнегреческого языка. Семья медленно разорялась, около 1580 года Уильяму пришлось бросить школу и в качестве подмастерья помогать отцу. Женившись в 18 лет, он сам стал отцом троих детей. Промежуток с 1579 по 1588 принято называть «тёмными годами», т.к. нет точных сведений о том, чем в это время занимался Шекспир. Примерно в 1587 он покинул свою семью и переселился в Лондон, где занялся театральной деятельностью. Вскоре была создана его первая пьеса — хроника «Генрих VI» (1590-1592). Сделавшись достаточно заметной фигурой в театральном мире, Шекспир сразу же удостоился ревнивого выпада со стороны одного из царивших тогда на сцене драматургов группы «университетские умы», назвавшего его «потрясателем сцены» (фамилия «Шекспир» переводится как «потрясатель копья») и «вороной, которая рядится в наши перья» (переиначенная цитата из «Генриха VI»). В 1592-1594 лондонские театры закрылись из-за эпидемии чумы. Во время невольной паузы Шекспир создал несколько пьес: хронику «Ричард III» (1593), «Комедию ошибок» (1592), «Укрощение строптивой» (1593), а также свою первую трагедию (ещё выдержанную в бытовавшем стиле «кровавой трагедии») «Тит Андроник». В 1594, после открытия театров, он присоединился к новому составу труппы «Слуги лорда-камергера» (с 1603 — «Слуги короля») и стал одним из её пайщиков. К этому времени со сцены сошли (умерли или перестали писать для театра) прежние драматурги-классики. Началась эпоха Шекспира. Исследователи выделяют четыре периода в его творчестве. Первый (1590-1594) — вышеупомянутые ранние хроники, ренессансные комедии, две поэмы. Второй (1594-1600) — ренессансные комедии, первая зрелая трагедия («Ромео и Джульетта», 1595), хроники с элементами трагедии, античная трагедия («Юлий Цезарь», 1599), сонеты. Третий (1601-1608) — великие трагедии, античные трагедии. Четвёртый (1609-1613) — драмы-сказки с трагическим зачином и счастливым финалом.
Ко второму периоду творчества относятся написанные уже зрелым мастером комедии: «Два веронца» (1594), «Бесплодные усилия любви» (1594), «Сон в летнюю ночь» (1596), «Венецианский купец» (1596). Вершинные создания комедиографа — «Много шума из ничего» (1598), «Виндзорские проказницы» (1598), «Как вам это понравится» (1599), «Двенадцатая ночь» (1600). В его комедиях главенствует идеальное, тождественное природному. Сюжет насыщен фольклорными, авантюрными и пасторальными мотивами; главная тема — любовь и дружба; основная группа персонажей — лирические и романтические герои и героини. Мир предстаёт гармоничным и целостным, жизнь — радостным праздником, люди — по сути своей добрыми и благородными.
Между 1592 и 1600 поэтом созданы 154 сонета (опубликованы в 1609, это их единственное прижизненное издание). Сюжетная канва — отношения лирического героя с другом и возлюбленной — видимо, автобиографична, темы и мотивы типичны для ренессансной поэзии, однако более сложное восприятие жизни и человека в «Сонетах» уже обещает великую драматургию Шекспира, вершину его творчества – трагедии.
В 1599 он стал актёром, основным драматургом и одним из совладельцев нового театра «Глобус». Над входом значились крылатые олова: «Весь мир — театр». На сцене «Глобуса» были поставлены практически все написанные мастером пьесы. Шекспир, к этому времени достаточно состоятельный человек, покупает второй по величине дом в Стратфорде, получает право на фамильный герб и дворянское звание «джентльмен». В его творчестве начинается период «великих трагедий» (1601-1606): «Гамлет» (1601), «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605), «Макбет» (1606). Тон комедий стал более серьёзным, а иногда и вовсе мрачным: в таких произведениях, как «Троил и Крессида» (1601-1602), «Всё хорошо, что хорошо кончается» (1603-1603), «Мера за меру» (1604). В них раскрываются конфликты вечные и неразрешимые. Трагедия заключена не только в столкновении личности и общества, но и во внутренних противоречиях в душе героя. Проблема выводится на философский уровень, причём характеры остаются необычайно многогранными и психологически объёмными. Главный акцент ставится не на фатальности происходящего, а на личности героя, самостоятельно формирующего свою судьбу и судьбы окружающих Своими сонетами Шекспир открыл этому жанру новые лирические возможности в изображении человека, позволившие заменить архаическую риторику глубиной мысли и чувства. После 1606 начался последний период его творчества, завершившийся в 1613. В это время он создал трагедии на античные сюжеты: «Антоний и Клеопатра» (1607), «Кориолан» (1607), «Тимон Афинский» (1608). За ними последовали поздние «романтические» пьесы, в числе которых «Зимняя сказка» и «Буря» (1610-1612). По-прежнему острое восприятие трагической стороны жизни воплощается здесь в конфликтах и перипетиях, а вера в гуманистические идеалы — главным образом в благополучной развязке, впрочем, нескрываемо утопичной. Если в период расцвета мастерства Шекспира его персонажи были чётко прорисованы и обладали отличительными речевыми особенностями, то в поздних пьесах искусственный стиль, словно подчёркивающий иллюзорность театра, напоминает самые ранние творения мастера. Около 1613, в возрасте 49 лет, он вернулся в Стратфорд, где и умер тремя годами позже. Причиной неожиданного прекращения столь удачной карьеры драматурга и отъезда из столицы была, по всей видимости, болезнь. При жизни произведения Шекспира не были собраны. Отдельно печатались поэмы, сборник сонетов. После смерти поэта усилиями его друзей-актёров было подготовлено первое полное издание сочинений, включающее 36 пьес, 18 из которых ранее вообще не печатались. К настоящему времени известны 38 пьес, 154 сонета, 4 поэмы и 3 эпитафии Шекспира (включая написанные совместно с другими авторами). Творчество великого драматурга подводит итог всей эпохе европейского Возрождения. В восприятии последующих поколений сложился образ поэта как всеобъемлющего гения, который у истоков Нового времени создал галерею человеческих типов и жизненных ситуаций. Пьесы Шекспира по сей день составляют основу мирового театрального репертуара. Большинство из них многократно экранизировано.
Библиография:
Аникст, А.А. Шекспир: Ремесло драматурга-М., 1974. Аникст, А.А. Трагедия Шекспира «Гамлет»: лит. комментарий. – М., 1986.
Гилилов, И.М. Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна Великого Феникса.-М., 2013. Пинский, Л. Шекспир. – М., 1971.
Смирнов, А.А. Шекспир. Л.; М., 1963.
Урнов, М. В., Урнов Д. М. Шекспир. Движение во времени. – М., 1968.
Шекспир У. Избранное. – М., 2012. Шекспир, У. Собрание сочинений: В 4т. -М., 2012.
Шекспир, У. Сонеты. – М., 2012.
Шведов, Ю. Эволюция шекспировской трагедии. – М., 1975.