Николай Васильевич Гоголь
Николай Васильевич Гоголь
205 лет со дня рождения
1809-1852
Родился 20 марта (1 апреля) в украинском селе Большие Сорочинцы, в семье помещиков Гоголь-Яновских. Образование получил в Нежинской гимназии высших наук (1821-1828), где проявил особый интерес к литературе и живописи. В 1828, мечтая о высоком гражданском поприще, отправился в Петербург, сменил несколько мест службы, но бюрократическая атмосфера государственных учреждений ему скоро наскучила, а профессией стала литературная деятельность.
Первой пробой пера была идиллия «Ганц Кюхельгартен», изданная под псевдонимом В. Алов, но славу молодому писателю принёс сборник повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832), на появление которого живо откликнулся А.С. Пушкин: «Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая… А местами какая поэзия!..» Знакомство с Пушкиным, громкий успех первой книги побудили Гоголя тут же взяться за продолжение. В реалистических повестях следующего сборника «Миргород» (1935) («Старосветские помещики», «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») впервые ярко проявился его дар сатирика и бытописателя. Эту книгу также «с жадностию все прочли», по словам Пушкина, а В.Г. Белинский восторженно наименовал писателя «главою литературы, главою поэтов».
В многожанровый сборник этого же года «Арабески» Гоголь включил статьи на разные темы, проявив себя человеком мыслящим и эрудированным. Там же опубликованы первые «петербургские повести» («Невский проспект», «Портрет»). Завершился плодотворный период начала 1830-х мощным аккордом — комедией «Ревизор» (1835), образцом критической мысли и искромётного юмора автора. Её сатирическая сила вызвала такой мощный резонанс, что нападки оскорблённого чиновничества вынудили писателя надолго покинуть Россию. В 1836 он уезжает за границу (до 1848, с перерывами). Живёт в основном в Риме, где сближается с русскими художниками и работает над главным своим созданием — прозаической поэмой «Мёртвые души», так осознавая свою миссию: «И долго ещё определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно-несущуюся жизнь, озирать её сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слёзы». В 1842 выходит первый том романа, обличающий пороки общества, олицетворённые в карикатурных, но до изумления реалистичных персонажах. Тогда же издано собрание сочинений Гоголя, в которое вошла знаменитая «Шинель», вместе с «Мёртвыми душами» обозначившая критическое направление в русской литературе. Для этого издания Гоголь поспешил закончить пьесы «Женитьба» и «Игроки», начатые ещё до отъезда за границу. Замысел второй части «Мёртвых душ» — пути исправления названных пороков — остался нереализованным. Отчаявшись дать этой идее художественное воплощение, писатель публикует «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847), где с позиций христианства, в форме наставлений, призывает современников к моральному обновлению. Религиозность гения вступает в противоречие с его сатирическим даром. Это заканчивается трагически. В ночь на 12 (24) февраля 1852 он сжигает рукопись второго тома романа, а вскоре уходит из жизни, оставив в наследство человечеству яркий, афористичный язык своих произведений и галерею колоритных образов. Они находят всё новые формы воплощения в мировом искусстве.
Библиография:
Войтоловская, Э.Л., Степанов, А.Н. Н.В. Гоголь.-Л., 1962. Гоголь, Н.В. Полное собрание сочинений: В 14т.-М., 1937-1952. Гоголь, Н.В. Собрание сочинений: В7т.-М., 1984-1986. Ермилов В.В. Гений Гоголя. –М., 1959.
Золотусский, И. По следам Гоголя. -М., 1984.
Машинский, С. Художественный мир Гоголя. – М., 1979. Николаев, Д.П. Сатиры Гоголя. –М., 1984