Версия для слабовидящих
Чекмагушевская центральная межпоселенческая библиотека

Часы работы

ПН.-ПТ.: с 9-00 до 18-00
без перерыва
в субботу с 9-00 до 17-00
перерыв с 13-00 до 14-00
выходной день - воскресенье
последняя пятница месяца - санитарный день

Сабантуй – эхо веков

21.03.2023

Душа татар, башкир сокрыта в Сабантуе,

Где б не жили они- в Казани ли, в Москве.

От Астрахани до Перми, от Волги – до Камчатки
Мы дарим праздник всей нашей стране.

Сабантуй — «праздник плуга», традиционный земледельческий праздник народов Прикамья, распространенный, прежде всего, в Башкортостане и Татарстане. Он возник еще в языческие времена, тогда его смысл заключался в задабривании многочисленных богов и духов природы, от милости которых зависела жизнь людей.

Одна из деревень, устраивая сабантуй, приглашала к себе соседнюю, часто из другого рода, деревню. Приглашенные ехали в гости с женами и детьми, а впоследствии устраивали ответное празднество. Угощение производилось за счет всей деревни, для чего заранее собирались яйца, деньги (копеек по сорок со двора). На собранные деньги покупали несколько лошадей, чай и сахар (нередко состоятельные односельчане дополнительно жертвовали в общий котел деньги или живность). Накануне праздника, вечером, молодые ребята на отборных лошадях проезжали всю деревню, останавливаясь перед каждым домом и устраивая «великий крик и стук» до тех пор, пока хозяин дома не выносил что-нибудь, по большой части куриные яйца. Затем один из уполномоченных собирал от молодых женщин полотенца, платки, от торговцев — ситцы и нес все это на майдан, где должен был проходить праздник. Майдан устраивался где-нибудь на возвышенности вблизи деревни, с южной стороны полукругом располагались холщевые палатки, открытые к центру. Там же стояла высокая жердь с привязанными к ее вершине полотенцами и платками, указывающими издали на место сбора. Весь народ собирался на майдан после полудня, по выходе стариков из мечети после молитвы. Располагались так, что майдан замыкался полным кругом. В центре круга начиналась борьба (курэш). Она состояла в том, что борцы, сбросив с себя верхнее платье (оставались только в штанах и сорочке) и засучив рукава рубашки, сходились и схватывались, перекинув друг другу через спину кушак (бильбау), концы которого держали в руках, обмотав вокруг кисти. Испытывая друг друга в ловкости и силе, борцы пытались положить противника на лопатки. Постепенно вместо двух-трех собирались десятки пар борющихся. Поборовший подходил к одному из стариков, раздающих награды, и получал от него пару яиц, платок или просто лоскуток материи. Полученный приз победитель сейчас же дарил кому-нибудь из почетных лиц — отцу, дяде или старику, которые обыкновенно отдаривали его деньгами (монетой в 50 копеек или рублем). У зауральских башкир строго соблюдалось правило, по которому раз побежденный уже больше не боролся. Из борцов, победивших десятки противников, подбиралась группа силачей, которые начинали состязаться между собой, и в результате оставался один-два непобедимых богатыря (батыра). Местами эти состязания в борьбе славились настолько, что батыры приезжали на сабантуй за много километров помериться силами и ловкостью с другими.

Вторым по порядку состязанием на сабантуе был бег взапуски (югереу). В беге принимало участие человек до десяти. Бежали обыкновенно на небольшое расстояние, до двух километров. Впереди бегущих скакал всадник и указывал им путь. Троим, прибежавшим первыми, дарили: первому — большой кусок мяса, второму — ребра, третьему — небольшой кусок мяса. Местами вместо мяса раздавались полотенца. И эти призы победители обычно дарили почетным гостям, которые отдаривали их деньгами.

За бегом взапуски следовали скачки на лошадях (бэйге). Обычная дистанция скачек была километров шесть-семь. Мчались во весь карьер с визгом и гиком. В конце дистанции на дороге молодой парень или девушка держали на шесте привязанный белый платок, вышитый по углам разноцветным шелком, который и доставался в награду тому, кто всех перегонит. Если же случалось двоим прискакать вместе, победитель среди них определяется борьбой или состязанием в стрельбе из лука. Призы, которые в начале ХХ века выдавались победителям на скачках, были довольно значительны. Первый получал жеребенка, второй — рублей пять денег и третий — полотенце. Среди других состязаний на сабантуе наиболее распространено было добывание ртом монет из котлов, наполненных водой с отрубями или кумысом, а также перетягивание друг друга веревкой. Заканчивался праздник традиционным угощением — любимым национальным блюдом — бишбармак и конскими колбасами. Все это готовилось здесь же, недалеко от майдана, на кострах.

Современный век внес свои коррективы в смысловую ткань и организацию сабантуя. Сейчас он проводится после весеннего сева, когда в напряженной жизни сельских жителей наступает небольшая передышка.

Сабантуй 21 века сохранил в себе все ценное, что передавалось от поколения к поколению. А традиция подведения на нем итогов работы тружеников во время весенне-полевых работ зародилась в советское время и сохраняется и сегодня. Именно с чествования передовиков сельхозпроизводства, награждения их ценными подарками и призами и начинается сабантуй. После этого проходит развлекательная программа праздника: концерты художественной самодеятельности, нередко — большие концерты с приглашением известных деятелей искусства. Неизменным остается проведение соревнований. Майдан становится ареной многочисленных состязаний: национальной борьбы, схваток силачей, соревнующихся в подъеме тяжести (например, гири), различного рода юмористических соревнований — боя на бревне мешками, набитыми травой или сеном; разбивания с завязанными глазами палкой горшков, расставленных на земле; доставания ртом монет со дна сосуда с кислым молоком; бега с ложкой во рту, в которой находится сырое яйцо; бега с полными ведрами на коромыслах; бега в мешках и т.д. Большое количество зрителей привлекает перетягивание каната, лазанье на высокий гладкий столб с прикрепленным наверху призом, ходьба по гладкому столбу, вбитому над поверхностью воды.

Творческие конкурсы — певцов, танцоров, музыкантов и чтецов привносят особое оживление в возвышенно-эмоциональную атмосферу праздника. Веселая музыка, звуки гармони, песни, гомон, смех, шумные игры создают неповторимую ауру поистине народного праздника. Праздник обычно продолжается до 16-17 часов.

Как праздник весны и труда, сабантуй сегодня имеет статус общереспубликанского праздника, который заключает в себе не только развлекательно-досуговое содержание, но и несет огромный духовный и этический заряд.

Сабантуй  в Чекмагушевском районе проводится ежегодно и является одним из самых долгожданных и любимых праздников жителей и гостей района.

В районной газете «Игенче» на  17 июня 1976 года был дан подробный анализ подготовки и проведения сабантуя. «Население района с большим нетерпением и радостью ожидает ежегодный народный праздник – сабантуй» – так началась статья о проведении сабантуя в далеком 1976 году. Основной новостью был выбор нового места – на территории Тузлукушевского сельского совета, вблизи деревни Кашак. До этого, местом проведения народного праздника была территория по направлению к селу Новобалтачево. По воспоминаниям старожилов, в 1945 году, участники Великой Отечественной войны, возвращающиеся с победой, стали участниками районного сабантуя, впервые проводившегося после долгих суровых лет и очутились в атмосфере всенародного ликования.

Территория сабантуя обустроилась силами колхозов: поставили сцену, трибуну, скамейки. На помощь местным коневодам приехал тренер уфимского ипподрома товарищ Московский, который обучил азам верховой езды, ухода за верховыми лошадьми,  как наставников, так и самих наездников. Честь подъема флага сабантуя была предоставлена бригадиру колхоза им. Фрунзе, Герою Социалистического труда Х.Зайнуллину, доярке колхоза им. К.Маркса, кавалеру Ордена Трудового Красного Знамени Н.Хамидуллиной, трактористу колхоза им. Кирова, кавалеру Ордена Ленина У.Фахретдинову. Парад открыли мотоциклисты  (девушки и юноши в спортивных костюмах) с флагами союзных республик, далее последовали  украшенные легковые машины, в которых  сидели ветераны войны, труда, передовики. Так началась новая история районного народного праздника «Сабантуй».

Конные скачки и борьба являются главными видами состязаний сабантуя. В народе говорят «Сабантуй не без коня», «Конь будет – майдан найдется, коня нет – майдан закроется». Чекмагуш – не исключение. Скачки приковывают пристальное внимание любителей конного спорта. В памяти  чекмагушевцев – истинных ценителей конных скачек останутся имена людей, вложивших всю душу в воспитание чемпионов. Это Ринат Якупов (Маяк), Расих Галимов (Кр. Октябрь), Аглям Ягудин (Знамя), Рим Тимергазин (им. Кирова), Ангам Ахметов (Волга) и др.

Современный Башкортостан — многонациональная земля, на которой живут представители более ста народов и национальностей. Всенародное празднование сабантуя, в котором принимают участие все жители республики, — одно из ярких проявлений преемственности национальных традиций, уважительного отношения к национальной культуре каждого из этносов, проживающих в регионе. Праздник из года в год обогащается новыми формами и содержанием, но в главном он неизменен — это праздник труда и дружбы народов. В последние годы сабантуй перешагнул свои «исторические границы» и широко празднуется в Москве и Петербурге, ближнем и дальнем зарубежье — там, где есть башкирская и татарская диаспоры. Национальная самобытность, традиционное гостеприимство, добрый дух этого праздника привлекают к нему людей разных национальностей и разной веры, объединяя и сближая их.