Экология
Целью объявления 2017 года Годом экологии является привлечение внимания к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.
В фонде библиотеки имеются книги, журналы, которые обеспечивают свободный доступ для всех групп читателей к экологической информации, предоставляют возможность знакомиться с различными точками зрения на решение экологических проблем. К вашему вниманию мы представляем книги и журналы об экологии, о природе, об охране окружающей среды.
Короновский Н.В. Наша планета Земля. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. – 224 с., с илл. – (Весь Мир Знаний).
Земля – единственная планета в наблюдаемой части Вселенной, имеющая вполне комфортные условия для жизни. Каково же место Земли в Солнечной системе? Как и когда она возникла? Как устроена внутри? Сколько лет Земле и какой путь развития она прошла? Когда и почему появилась жизнь на Земле? Как образовались полезные ископаемые и на сколько лет их нам хватит? Что ожидает человечество, бездумно растрачивающее «кладовые» земных недр?.. Ответы на эти и многие другие вопросы читатель найдет в книге профессора Геологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Н.В. Короновского.
Издание адресовано старшеклассникам, студентам — будущим геологам и географам, а также всем тем, кто интересуется естественными науками и действительно хочет открыть для себя дверь в «Весь Мир Знаний».
Эколого-экономические проблемы России и ее регионов. Учебное пособие для студентов экономических вузов. Под общей ред. проф., д-ра геогр. н. В.Г. Глушковой — М.: Московский Лицей, 2003. — 304 с.
В учебном пособии рассмотрены основные особенности экологической ситуации в России, дан краткий исторический обзор становления природопользования в нашей стране, изложена концепция-проект Экологической доктрины Российской Федерации, описано влияние экологических факторов на здоровье населения, приведена характеристика основных загрязнителей окружающей среды (промышленность, транспортно-дорожный комплекс, сельское хозяйство), содержится изложение хозяйственного механизма природопользования (законодательно – правовой, административно – контрольный, экономический механизмы), освещены ведущие направления в международном сотрудничестве, раскрыты территориальные особенности экологической обстановки в России и тенденции ее изменения.
Пособие предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей экономических, географических, экологических вузов, факультетов, кафедр, для работников природоохранных и эколого-экономических служб, а также для всех, интересующихся экологической ситуацией в России и тенденциями ее изменения.
Пособие содержит карты, схемы, рисунки, таблицы, а также контрольные вопросы и задания для самостоятельных работ студентов.
Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: Учебное и справочное пособие. – 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 672 с.: ил.
Изложены основы экологии, систематизированы данные о качестве окружающей среды, состоянии природных ресурсов. Рассмотрены хозяйственный механизм охраны и управления окружающей средой и природопользования, влияние загрязнения окружающей среды на здоровье населения; проблемы охраны окружающей среды в XXI веке. Книга написана на основе нормативно-правовых материалов, действующих в РФ. Приведены нормативы ПДК, ПДВ, ПДС в воздухе, водоемах, почве, продуктах питания и других средах. Иллюстрирована схемами. Дан словарь экологических терминов.
Для руководителей предприятий, организаций, широкого круга специалистов в области природоохранной деятельности. Может быть использована преподавателями и студентами вузов, техникумов, экологических колледжей и средних школ, специалистами здравоохранения.
Усманов С. М. Ритмы окружающего мира и человек. — Уфа: Китап, 200 200 с.: ил.
Колебательные процессы характерны для всей живой и неживой природы. В книге кратко и доступно рассказывается о волнах и колебаниях окружающей среды, о циклах процессов и явлений природы, о причинах возникновения биологических ритмов человеческого организма. Рассматриваются ритмы головного мозга, органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, сна, рождения, темперамента, раб способности и др. Книга предназначена для широкого круга читателей.
Голубев Г, Н. Геоэкология: Учебник для студентов вузов /Г. Н. Голубев. — 2-е изд. испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2006. — 288 с.
В учебнике изложены основы геоэкологии — междисциплинарного научного направления, изучающего экосферу как взаимосвязанную систему геосфер в процессе ее интеграции с обществом. Рассмотрены природные и социально-экономические факторы экосферы, проблемы глобальных изменений, геоэкологические проблемы атмосферы, гидросферы, педосферы, литосферы, биосферы. Даны геоэкологические аспекты природно-техногенных систем. В свете проблемы выживания человечества рассматриваются взаимосвязанные глобальные проблемы кризисного характера (геоэкологическая, демографическая, водная, энергетическая, продовольственная, минерально-ресурсная).
Для студентов высших учебных заведений.
Голицын А.Н. Основы промышленной экологии: Учебник для нач. проф. образования. — М.: ИРПО; Издательский центр «Академия», 2002. — 240 с.
Рассмотрены современные материалы по промышленной экологии, приборам экологического контроля, мониторингу загрязнения природной среды, основам природоохранного законодательства. Приведено описание современных приборов и методов контроля загрязнения окружающей среды трех уровней: для проведения экспресс-анализа при работе школьных экологических кружков, для физико-химических методов анализа в образовательных профессиональных учреждениях, для промышленных и научных исследований.
Для учащихся учреждений начального профессионального образования, а также для всех, кто интересуется проблемами охраны окружающей среды.
Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание: Учебное пособие. – М.: Логос, 2001.-376 с.
Рассматривается экологическое сознание как один из важнейших элементов сознания вообще. Представлены различные виды экологического сознания, процесс его исторического развития, роль когнитивных процессов, конфликты, возникающие в нем. С этих позиций анализируется экологическое поведение и экологическое воспитание, а также роль общественных экологических движений.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Экология». Может использоваться учителями и преподавателями общеобразовательных и профессиональных учебных заведений при освещении экологической проблематики. Представляет интерес для экологов, психологов, философов и социологов.
Розанов С. И. Общая экология: Учебник для технических направлений и специальностей. 5-е изд., стер. — СПб.: Издательство «Лань», 2005. — 288с.: ил. — (Учебники для вузов. Специальная литература).
Учебник «Общая экология» подготовлен по гранту ГКВО РФ как пособие для курса экологии в вузах небиологических направлений. Автор не ставил перед собой задачи создания сокращенного курса общей экологии для биологов, поскольку всякий интересующийся собственно экологией как биологической наукой легко может найти как учебники, так и многочисленные популярные книги по разным ее разделам. В условиях развивающегося экологического кризиса задачей курса общей экологии не только для технических, но и для гуманитарных специальностей должно стать формирование естественнонаучного мировоззрения, которое не может не быть в значительной мере экологическим.
В соответствии с этой генеральной задачей в учебнике рассмотрены история развития экологии как собственно биологической науки, причины ее обращения к сложным социо-природным системам, основные современные глобальные экологические проблемы и историко-культурные корни возникновения современного «противостояния» цивилизации и природной среды ее существования.
Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений /Г. Н. Белозерский. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 384 с.
Изложены теоретические положения, необходимые для анализа экологических последствий работы ядерных реакторов атомных электростанций, функционирования ядерного топливного цикла, последствий испытания ядерного оружия и накопления радиоактивных отходов. Приведен анализ экологических последствий некоторых радиационных аварий. Даны современные представления о рисках (экологическом и радиационном), о коэффициентах риска и ущербе от различных видов деятельности. Рассмотрены научные основы оценки воздействия поллютантов на биоту, необходимые для решения экологических задач в случае загрязнения биоты радионуклидами.
Для студентов, обучающихся по специальностям «Экология», «Природопользование», «Биоэкология», «Геоэкология» естественно-научных факультетов университетов.
Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека: учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений /Ю. П. Пивоваров, В. В. Королик, Л. С. Зиневич; под ред. Ю. П. Пивоварова. — 4-е изд., испр. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 528 с.
В учебнике отражены основные разделы гигиены — гигиена окружающей среды, гигиена питания, гигиена лечебно-профилактических учреждений, радиационная гигиена, гигиена труда, гигиена детей и подростков, личная гигиена, гигиена экстремальных ситуаций и катастроф, а также связанные с этими разделами вопросы экологии человека.
В учебник включены действующие на сегодняшний день официальные нормативные документы, в том числе введенные в действие в последние годы.
Для студентов высших медицинских учебных заведений, обучающихся по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия».
Коробкин В.И. Экология: учебник для вузов /В.И. Коробкин, Л .В. Передельский. — Изд. 16-е, дополн. и перераб. — Ростов н/Д: Феникс, 2010.— 602, [1]с.: ил. — (Высшее образование).
Лауреат конкурса Министерства образования Российской Федерации по созданию учебников нового поколения по общим естественнонаучным дисциплинам (Москва, 1999). Первый российский учебник по дисциплине «Экология» для студентов вузов, обучающихся техническим наукам.
Учебник написан в соответствии с требованиями действующего государственного образовательного стандарта и программой, рекомендованной Министерством образования России. Он состоит из двух частей — теоретической и прикладной. В пяти его разделах рассмотрены основные положения общей экологии, учения о биосфере, экологии человека; антропогенные воздействия на биосферу, проблемы экологической защиты и охраны окружающей среды. В целом учебник формирует у студентов новое экологическое, ноосферное мировоззрение.
Предназначается для студентов высших учебных заведений. Учебник рекомендуется также для учителей и учащихся средних школ, лицеев и колледжей. Он необходим и для широкого круга инженерно-технических работников, занимающихся вопросами рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Тихонов А. В. Растения России. Красная книга. — М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010. — 172 с.: ил
В этой книге содержится обширная информация о редких и исчезающих растениях и грибах, рассмотрены особенности их распространения, экологии, происхождения, причины сокращения численности и меры охраны. Большой самостоятельный интерес в книге представляют превосходные оригинальные иллюстрации.
Это издание станет отличным пособием для изучения ботаники и экологии в школе, для подготовки в вуз, справочником для специалистов в области охраны природы и просто увлекательной книгой для всех, кому дорого бесценное богатство Земли — природа.
Тихонов А. В. Животные России. Красная книга. — М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010. — 240 с. — (Красная книга).
В этой книге содержится обширная информация о редких и исчезающих животных, рассмотрены особенности их распространения, экологии, происхождения, причины сокращения численности и меры охраны. Большой самостоятельный интерес в книге представляют превосходные оригинальные иллюстрации.
Это издание станет отличным пособием для изучения зоологии в школе, для подготовки при поступлении в вуз, справочником для специалистов в области охраны природы и просто увлекательной книгой для всех, кому дорого бесценное богатство нашей страны — природа.
Журналы
Научно-популярный журнал для народного чтения «Природа и человек. XXI век».
Журнал русского географического общества «Вокруг света».