Михаил Юрьевич Лермонтов
Михаил Юрьевич Лермонтов
200 лет со дня рождения
1814-1841
Будущий поэт появился на свет 15 октября в Москве, куда его отец привёз беременную жену из имения Тарханы Пензенского уезда — Мария Михайловна Арсеньева (1795-1817) была слаба здоровьем и нуждалась в уходе опытных врачей. Через три года после рождения сына её не стало. Ранняя смерть матери и ссора отца, отставного капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831), с бабушкой — Елизаветой Алексеевной Арсеньевой (1773-1845), происходившей из рода Столыпиных, — сказались на формировании личности поэта. Он рос в бабушкином имении Тарханы, где получил превосходное образование (иностранные языки, рисование, музыка), но не знал светлых состояний детства. Романтический культ отца и боль от семейного конфликта отразились позднее в драмах «Люди и страсти» (1830), «Странный человек» (1831). Болезненный ребёнок, с развитым умом и воображением, он находил объяснение чувству отчуждённости от мира в «нездешних» корнях, почитая основоположника своего рода — шотландского барда-пророка Томаса Лермонта (стихотворение «Желание»). В 1827 мальчик был помещён в Московский благородный пансион, где страстно искал среди товарищей родную душу, но, желая идеальных отношений, нашёл лишь разочарование, что отразилось в его ранних стихах («Монолог» и др.). В 1830-1832 он учился в Московском университете, по-прежнему испытывая душевный разлад. К началу 1830-х в его творчестве определяются два героя-антипода (трактовки собственной души): демон, избравший зло и проклявший мир (первая редакция «Демона», 1828), и чистый душой страдалец, ищущий гармонии («Исповедь», 1831). В 1930-1932 поэт переживает первые влюблённости, что отражается в лирико-исповедальном цикле стихов. Одновременно пишет романтические поэмы «Черкесы» (1828), «Литвинки», «Исмаил-бей» (обе —1832), в которых ощущается влияние поэзии Дж.Г. Байрона и сила оригинального таланта. В эти годы создаёт стихи, которые позже будут признаны шедеврами («Ангел», 1831; «Парус», 1831; «Русалка», 1832, и др.)
В 1832 он оставляет университет и едет в Санкт-Петербург, где, по желанию бабушки, мечтающей о военной карьере для внука, поступает в Санкт-Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1832-1834), из которой вышел корнетом Лейб-гвардии гусарского полка. На время учёбы поэт надевает маску лихого гусара, повлиявшую на его творчество. Место высокой поэзии занимает непечатное стихотворство («Юнкерские поэмы»), место трагического избранника — циничный бретёр. Но в это же время он работает над романом «Вадим» (1832-1834, не закончен), где романтическим мотивам сопутствует тщательная обрисовка исторического фона (восстание Пугачёва), «Демоническая» тема продолжается в романе «Княгиня Лиговская» (1836, не закончен) и драме «Маскарад» (1835).
К 1837 Лермонтов по-прежнему неизвестен. Из всего поэтического багажа напечатана только поэма «Хаджи Абрек» (1834), оставшаяся незамеченной. Слава приходит в одночасье — со стихотворением «Смерть поэта» (1937), откликом на последнюю дуэль Пушкина. Текст широко распространяется в списках, получает высокую оценку, как в пушкинском кругу, так и у публики, распознавшей в этих стихах собственную боль и возмущение. Заключительные строки стихотворения с резкими выпадами против высшей аристократии вызвали гнев Николая I.
18 февраля Лермонтов был арестован и вскоре переведён прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. Ссылка продлилась до октября 1837: Лермонтов объездил Кавказ, побывал в Тифлисе (там встретился со ссыльными декабристами, а также с В.Г Белинским, 1811-1848); изучал восточный фольклор (сказка «Ашик-Кериб»). Публикация в 1837 стихотворения «Бородино» упрочила славу поэта.
С апреля 1838 по апрель 1840 он снова служит в Лейб-гвардии гусарском полку, завоевывая «большой свет» и мир литературы, поражённые свежестью его мыслей и звучностью стихов. Устанавливает связи с пушкинским кругом — П.А. Вяземским (1792-1878), В.А. Жуковским (1783-1852), благодаря которому в 1838 печатается поэма «Тамбовская казначейша», с А.А. Краевским (1810-1889, помещает его стихи и прозу в журнале «Отечественные записки»).
В зрелой лирике поэта доминирует критика общества николаевской эпохи — безвольного, не способного на деяние, страсть, творчество. Не отделяя себя от больного поколения («Дума», 1838), он высказывает сомнения в уместности поэзии здесь и сейчас («Поэт», 1838; «Не верь себе», 1839). Скептически оценивая окружающую жизнь («И скучно, и грустно…», 1840), ищет гармонию в прошлом («Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича…»); в народной культуре («Казачья колыбельная песня», 1838); в чувствах ребёнка («Как часто пёстрою толпою окружён…», 1840). Мотивы невозможности любви и красоты («Три пальмы», 1839; «Утёс», «Тамара», «Листок», «Морская царевна», все 1841) соседствуют с поиском умиротворённости, связываемой то с национальной идеей («Родина», 1841), то с выходом за пределы земной обречённости («Выхожу один я на дорогу…», 1841). Характерное для поэта колебание между полюсами мироотрицания и любви к бытию, между земным и небесным, проклятьем и благословением присуще и его вершинным поэмам — «Демон» и «Мцыри» (обе 1839).
В 1838-1840 гений пишет реалистический, глубоко психологичный роман «Герой нашего времени», в котором пристально исследует феномен современного человека. Издание романа и единственного прижизненного сборника «Стихотворения М. Лермонтова» в 1841 стали ключевыми литературными событиями эпохи, вызвавшими бурные дискуссии и восторженное признание великих критиков. Дуэль Лермонтова с сыном французского посла Э. де Барантом (1840) привела к аресту поэта, его переводу в Тенгинский пехотный полк на Кавказ, где он принимает участие в боевых действиях, за что представляется к наградам (вычеркнут из списков Николаем I). В январе 1841 едет в отпуск в Петербург. Находится там до 14 апреля, вращаясь в литературных и светских кругах, обдумывая планы отставки и дальнейшей литературной деятельности, пишет гениальные стихи, исполненные энергии мысли и мелодичности. Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задерживается в Пятигорске для лечения на минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по юнкерской школе Н.С. Мартыновым приводит к дуэли и гибели поэта.
Художественные достоинства прозы, поэзии и драматургии Лермонтова обогатили стилистику мировой литературы. Способность выявить болевые точки эпохи пробудила сознание современников. Если вместе с Гоголем весь мир смеялся над своими пороками, то с Лермонтовым мир рыдал, не скрывая очистительных слёз.
Библиография:
Андроников, И. Лермонтов. – М., 1968.
Афанасьев, В. Лермонтов. – М., 1991.
Лермонтов в воспоминаниях совреме нников. – М., 2005,
Лермонтов, М.Ю. Избранное. – М., 2004.
Лермонтов, М.Ю. Полное собрание стихотворений: в 2 т.- Л., 1989.
Лермонтов, М.Ю. Собрание сочинений: в 4 т- Л., 1979.
Скабичевский, А.М. Жизнь и смерть Лермонтова. – СПб., 2007.
Суздалев, ПК. Врубель и Лермонтов. – М„ 1991.
Титов, А. Лето на водах. Повесть о Лермонтове. – Л., 1980.
Толстиков, А. Лермонтов. – М., 2008.