Версия для слабовидящих
Чекмагушевская центральная межпоселенческая библиотека

Часы работы

ПН.-ПТ.: с 9-00 до 18-00
без перерыва
в субботу с 9-00 до 17-00
перерыв с 13-00 до 14-00
выходной день - воскресенье
последняя пятница месяца - санитарный день

Карл Павлович Брюллов

22.03.2023

Карл Павлович Брюллов

1799-1852

215 лет со дня рождения

 

Родился 23 декабря в Санкт-Петербурге, в семье академика орнаментальной скульптуры П.И. Брюлло. С детства занимался в Академии художеств. Окончил её в 1821, получив за дипломную работу «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского» золотую медаль. В этом же году создаётся Общество поощрения художников, и Карл с братом Александром, архитектором, становятся его пенсионерами. В1822 они едут в Италию, где Карл пишет свои первые жанровые картины — «Итальянское утро» (1823), «Девушка, собирающая виноград в окрест­ностях Неаполя» (1827), «Итальянский полдень» (1827). В этих работах, исполненных чувственной радости, он отступает от классических кано­нов, чем вызывает нарекание Общества. Поэтому, помимо картин о жизни итальянцев («Вечерня», 1825; «Итальянка, ожидающая ребёнка», 1830) он создаёт ряд обязательных полотен на библейские темы («Вирсавия», 1832).

Главным жанром в творчестве Брюллова, ценившего красоту натуры и проявление чувств, становятся камерный портрет и портрет-картина. В Италии им созданы образы более 120 людей. Среди работ — зна­менитая «Всадница» (1832, изображение воспитанниц графини Ю.П. Самойловой Джованины и Амацилии). В 1827 художник, потрясённый трагедией древнеримского города, погибшего при извержении Везувия, приступил к работе над огромным полотном «Последний день Помпеи». Он изучает документы, связанные с гибелью города; письма очевидца катастрофы Плиния историку Тациту; археологические материалы. Эскизы для картины делает в недавно раскопанных Помпеях, зарисовывая пейзаж, руины, отпечатки тел. Соединение в его творении изысканной академической манеры и жизненной правды создало эффект, потрясший Европу. С 1833 нача­лось триумфальное шествие картины по выставкам. Она получает золо­тую медаль в Парижском салоне, привлекает всемирный интерес к рус­ской живописи. Н.В. Гоголь называет художника «Великим Карлом». Напоследок Брюллов посетил Турцию и Грецию. Мастерски владея тех­никой рисунка, сепии и акварели, он создаёт сюиту греческих этюдов. В 1835 художник возвращается в Россию — через Москву, где знако­мится с А.С. Пушкиным. В1836 приезжает в Петербург, вступает в долж­ность профессора Академии художеств. По заказу Николая I он пишет эпическую картину «Осада Пскова Стефаном Баторием» (1836-1843, не закончена), выполняет монументальные проекты (эскизы росписей Пулковской обсерватории, этюды и наброски ангелов и святых для Исаакиевского собора), но главными для него остаются портреты. В Петербурге он создаёт около 80 образов – по отзывам современни­ков, более точных, чем отражение в зеркале. Среди них — любовь всей его жизни графиня Самойлова, облик которой художник запечатлел в ряде картин, в том числе трижды – в «Последнем дне Помпеи». Завершает эту галерею «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляю­щейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини» (до 1842). В1849 Брюллов для поправки здоровья едет за границу. Два последних года жизни он проводит в Италии, где сходится с семьёй революционе­ра Анжело Титтони. Портреты Анжело и его близких, композиции на современные темы, пронзительно правдивые сепии серии «Лаццарони на берегу моря» демонстрируют нового Брюллова — реалиста, любов­но познающего земную жизнь, с которой он расстаётся 23 июня 1852.

 

Библиография:

Алленова, О.А. Карл Брюллов. – М., 2007.

Андреева, Ю.И. Карл Брюллов. – М.,2012.

Ветрова, Г.Е. Брюллов: Сказка о знаменитом художнике: Книга для чтения взрослыми детям. – М., 2003.

Дубова, О.Д. Карл Брюллов. – М., 2005.

Леонтьева, Г.К. Карл Брюллов. Живопись. Графика: Альбом. – СПб., 2000.

Наша история. 100 великих имён. – Вып. 84. Карл Брюллов. – М.,2011.

Сергеев, А.А. Карл Брюллов: Исто­рия о великом художнике – «рус­ском Рафаэле». – М., 2004.