Карл Павлович Брюллов
Карл Павлович Брюллов
1799-1852
215 лет со дня рождения
Родился 23 декабря в Санкт-Петербурге, в семье академика орнаментальной скульптуры П.И. Брюлло. С детства занимался в Академии художеств. Окончил её в 1821, получив за дипломную работу «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского» золотую медаль. В этом же году создаётся Общество поощрения художников, и Карл с братом Александром, архитектором, становятся его пенсионерами. В1822 они едут в Италию, где Карл пишет свои первые жанровые картины — «Итальянское утро» (1823), «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» (1827), «Итальянский полдень» (1827). В этих работах, исполненных чувственной радости, он отступает от классических канонов, чем вызывает нарекание Общества. Поэтому, помимо картин о жизни итальянцев («Вечерня», 1825; «Итальянка, ожидающая ребёнка», 1830) он создаёт ряд обязательных полотен на библейские темы («Вирсавия», 1832).
Главным жанром в творчестве Брюллова, ценившего красоту натуры и проявление чувств, становятся камерный портрет и портрет-картина. В Италии им созданы образы более 120 людей. Среди работ — знаменитая «Всадница» (1832, изображение воспитанниц графини Ю.П. Самойловой Джованины и Амацилии). В 1827 художник, потрясённый трагедией древнеримского города, погибшего при извержении Везувия, приступил к работе над огромным полотном «Последний день Помпеи». Он изучает документы, связанные с гибелью города; письма очевидца катастрофы Плиния историку Тациту; археологические материалы. Эскизы для картины делает в недавно раскопанных Помпеях, зарисовывая пейзаж, руины, отпечатки тел. Соединение в его творении изысканной академической манеры и жизненной правды создало эффект, потрясший Европу. С 1833 началось триумфальное шествие картины по выставкам. Она получает золотую медаль в Парижском салоне, привлекает всемирный интерес к русской живописи. Н.В. Гоголь называет художника «Великим Карлом». Напоследок Брюллов посетил Турцию и Грецию. Мастерски владея техникой рисунка, сепии и акварели, он создаёт сюиту греческих этюдов. В 1835 художник возвращается в Россию — через Москву, где знакомится с А.С. Пушкиным. В1836 приезжает в Петербург, вступает в должность профессора Академии художеств. По заказу Николая I он пишет эпическую картину «Осада Пскова Стефаном Баторием» (1836-1843, не закончена), выполняет монументальные проекты (эскизы росписей Пулковской обсерватории, этюды и наброски ангелов и святых для Исаакиевского собора), но главными для него остаются портреты. В Петербурге он создаёт около 80 образов – по отзывам современников, более точных, чем отражение в зеркале. Среди них — любовь всей его жизни графиня Самойлова, облик которой художник запечатлел в ряде картин, в том числе трижды – в «Последнем дне Помпеи». Завершает эту галерею «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини» (до 1842). В1849 Брюллов для поправки здоровья едет за границу. Два последних года жизни он проводит в Италии, где сходится с семьёй революционера Анжело Титтони. Портреты Анжело и его близких, композиции на современные темы, пронзительно правдивые сепии серии «Лаццарони на берегу моря» демонстрируют нового Брюллова — реалиста, любовно познающего земную жизнь, с которой он расстаётся 23 июня 1852.
Библиография:
Алленова, О.А. Карл Брюллов. – М., 2007.
Андреева, Ю.И. Карл Брюллов. – М.,2012.
Ветрова, Г.Е. Брюллов: Сказка о знаменитом художнике: Книга для чтения взрослыми детям. – М., 2003.
Дубова, О.Д. Карл Брюллов. – М., 2005.
Леонтьева, Г.К. Карл Брюллов. Живопись. Графика: Альбом. – СПб., 2000.
Наша история. 100 великих имён. – Вып. 84. Карл Брюллов. – М.,2011.
Сергеев, А.А. Карл Брюллов: История о великом художнике – «русском Рафаэле». – М., 2004.