Жан Батист Расин
Жан Батист Расин
1639-1699
375 лет со дня рождения
Родился 21 декабря в графстве Валуа, в городе Ла-Ферте-Милон. Его отец был налоговым чиновником. В полтора года Жан Батист потерял мать, отец женился вторично, но умер в 1643. Воспитывался бабушкой. В 1649 становится учащимся школы при монастыре Пор-Рояль, а с 1655 — учеником в самом аббатстве, где под руководством учителей-филологов стал великолепным эллинистом. Юноша испытал воздействие мощного и мрачного движения янсенизма (религиозного течения в католицизме, учения о спасении души). Конфликт между янсенизмом и пронесённой через всю жизнь любовью к классической литературе оказался для него источником вдохновения. Завершив образование в парижском коллеже д’Аркур, в 1660 поселился у своего кузена, управляющего герцогским имением. Пишет оды, заводит связи в литературной среде. Ода «Нимфа Сены» (1660), восхвалявшая двор, сделала его получателем пенсии, назначенной королём Людовиком XIV. В1661 перебрался к дяде, священнику южного городка Юзе, в надежде получить от церкви бенефиции, которые позволили бы ему целиком посвятить себя литературному труду. Переговоры не увенчались успехом, и Расин вернулся в Париж. Круг его литературных знакомств расширялся, перед ним открылись двери придворных салонов. Считается, что две первые из его сохранившихся пьес — «Фиваида, или Братья-враги» (1664) и «Александр Великий» (1665) — он написал по совету Мольера (1622-1673), поставившего обе. После постановки «Александра» он укрепил связи с двором, открывавшие путь к личному знакомству с королём. По свидетельствам современников, Расин был человеком высокомерным, раздражительным и откровенно честолюбивым. Это объясняет враждебность окружающих, сопровождавшую его на протяжении всей жизни. В1667 выходит трагедия «Андромаха», успех которой превзошёл все ожидания. Единственная его комедия «Сутяги» (пост. 1668, изд. 1669) высмеивает французский суд. Тепло встретила публика трагедию «Британик» (1669), но гораздо больший успех имела трагедия «Береника» (пост. 1670, изд. 1671), воспевающая отречение героев от страсти. Крайне негативно была воспринята «Федра» (1677), посвященная драме высоконравственной женщины, ведущей тяжкую борьбу с одолевающей её преступной страстью. После разгромной критики Расин практически прекратил написание пьес более чем на десять лет. Стал королевским историографом, взял в жёны хозяйственную и религиозную женщину, которая подарила ему семерых детей. В 1689 написал трагедию «Эсфирь» по просьбе основательницы школы для воспитанниц при Сен-Сирском монастыре, где взывал к религиозной терпимости. Трагедия «Гофолия» (1691) написана на библейский сюжет. Завершают литературную деятельность Расина «Духовные песни» (1694). 21 апреля 1699 выдающийся французский драматург скончался в Париже. Его произведения — расцвет национального классицистического театра. Конфликт переносится внутрь души персонажей, в мир их интимных чувств. Для Расина не характерны герои, поражающие величием своей души, герои совершенные. Им «надлежит быть средними людьми по своим душевным качествам, иначе говоря, обладать добродетелью, но быть подверженными слабостям, и несчастья должны на них обрушиваться вследствие некоей ошибки, способной вызвать к ним жалость, а не отвращение», — писал драматург в своём предисловии к трагедии «Андромаха».
Библиография:
Кадышев, В. Расин. – М., 1990.
Мокульский, С. Расин. – Л., 1940.
Расин, Ж. Федра, М. Л., 1940.
Расин, Ж. Сочинения. – М., 1984.
Расин, Ж. Театр: В 2 т. – СПб., 2007.
Шафаренко, И. Жан Расин // Писатели Франции. – М., 1964.